Начало пути.
Из Питера выехали 8.10, так как хотели без проблем и с запасом проехать до Хельсинки, по пути заехав в Котку.
На границе простояли более 3-х часов. Еле успели к регистрации и поэтому осмотр Котки перенесен на другой раз. GPS (I go) почти не ошибался. Кругом ухоженные поля или леса огороженные забором, чтобы предотвратить хождение животных по дорогам. При регистрации сначала встали не в ту очередь, хотя никаких указателей не видели. Нас послали куда-то, мы не поняли - потом оказалось в соседнюю очередь. Там выдали билетики на машину, каюту и завтраки. Потом ждали пока заедут фуры. Следом пустили нас. Главное забрать все необходимые вещи из машины, т.к. потом на автомобильную палубу не пускают. Немножко поплутали в поисках каюты. Ужин со шведским столом стоил 28 евро с человека (сначала показалось дороговато, но когда ехали обратно на пароме, то поняли, что вполне нормальная цена). Поели и легли спать. Без проблем проспали 11 часов. Завтрак разнообразный и довольно вкусный. Потом немного повторили морскую практику - вспоминали узлы и способы швартовки. На пароме, в районе кафе и ресторана, работает Wi-Fi. Но после пары часов опять захотелось спать. Или усталость берет свое или просто монотонность. Доехали на пароме нормально. Выгрузили нас довольно быстро.
Поехали сначала не по той дороге, но потом сориентировались и все пошло хорошо. Дороги в германии очень хорошие. Ехали по GPS - проблем не возникало. Мы обгоняли только фуры, нас обгоняли, наверное, все. Ехали 110-120 км/ч тихо и спокойно. На заправках туалеты оказались платные. Дороги в Бельгии даже освещаются - лепота. Франция встретила нас туманом и платными дорогами порядка 12 евро за 150 км. Перед посещением Парижа решили заехать передохнуть, и попали в парк Астерикса. Народу набралось там много, но мы были уставшие после ночного перегона, и кататься не было никакого желания, поэтому решили ехать дальше в Париж. Удивил аэродром Шарля де Голя - взлетные полосы проходят прямо над автодорогой.
Париж.
До отеля доехали с первой попытки. Довольно удачно расположен, но жаль что дорогой Wi-Fi 8 евро час и платная стоянка при отеле 16 евро. Номер хороший, вид из окна, наверное, типично парижский - на улочку и противоположные дома. Решили выполнить пробную автоэкскурсию по городу. Пробок почти не было (воскресенье) были заторы из за какого то пробега на роликах. Город красивый и несмотря на свои века довольно хорошо приспособлен к современной жизни. Но свежего воздуха маловато. Даже в Люксембургском саду было пыльно. Но побродить по улочкам, прокатиться на велосипеде, прогуляться вдоль Сены – это планы на будущее. Пообедали в ресторанчике. Официант плохо понял, что заказали, и половины родителям не принес, но вроде все наелись. Спать я опять завалился рано и проспал около 12 часов. Легкий шведский стол (обильных у них, наверное, нет) и вперед на очередную экскурсию по Парижу. Взяли билет на экскурсионный автобус и проехались по всему Парижу. Автобусные экскурсии тут (как и во всей Европе) выполнены следующим образом: покупается билет на целый день и ты можешь ездить по кругу, выходить и заходить в автобус на любой остановке – очень удобно. Мы выполнили для начала обзорный круг, а потом выходили на понравившихся остановках. На втором кругу вышли у Триумфальной арки, мама забралась наверх. Следующая остановка была - Эйфелева башня. Довольно впечатляющее и изящное сооружение. Прошли вдоль Сены, поглядев на жилые баржи и поползли на башню. Вид сверху и во время подъема весьма интересен. Затем совершили экскурсию по воде (не на boatbus). Мосты - ухоженные милые, но Питер мне больше по душе. Удивили дороги вдоль реки и обилие сидящих на набережной людей. Далее на автобусе доехали до Лувра, но в него не попали - поздно. Время уже подходило к ужину и мы пошли искать ресторанчик, в результате чего нашли японский со шведским столом за 14.5 евро и очень вкусной едой. Затем была прогулка на машине по вечернему Парижу - пробок не видели. Остановились около Эйфелевой башни сделать пару фоток - пока отец фотографировал появились полицейские (остановка там запрещена) спросили в курсе ли этого. Сказал, что в курсе –«just foto», он сказал «спасибо» и на этом разошлись:). Вечерний Париж не произвел особого эффектного впечатления(башня понравилась), хотя может так и надо, что бы просто было уютно и по домашнему. Единственное это я никак не привыкнуть к автобусно-таксистской полосе - она находиться справа и при повороте на право - их надо всех пропускать. Много односторонних улочек и все участники движения и даже велосипедисты соблюдают правила дорожного движения. Вообще поразили велосипедисты в деловых костюмах и очень развитая сеть велодорожек и парковок с общественными велосипедами, которые можно брать в прокат. Родители с утра бегают. Я не впечатлен экологией в плане загазованности, да и просто лень пока бегать - еще не отдохнул для этого:) пойду лучше на очередной шведский стол;). Откушав, произвели выселение из номера и поехали дальше по Парижу. Зашел в галерею ля Файет с целью покупки кассет для видеокамеры. Это довольно большой магазин одежды и бижутерии. На крыше есть смотровая площадка с неплохим видом. Дальше решили зайти в Нотер Дам де Пари и пока до него ехали мы немного постояли в пробке, но очень мало. Пара хороших слов о парковках. Подземные парковки наблюдались во всех основных районах. Стоят порядка 2.5 евро час, но зато машину оставляешь очень близко от культурного места. Собор понравился - настоящая готика:). Снаружи довольно светлый камень, а внутри сумрачные своды с высокими колоннами. Немного расцвечивают эту идиллию красивые цветные витражи. Собор действующий - мы успели попасть на проповедь. Не понятно, но необычно. В нишах выполнены места для исповеди. Можно было подняться наверх собора, но у нас не было времени, а там была небольшая очередь. В Париже довольно много бомжей и попрошаек, но они довольно милые и не вызывают раздражения. Под мостами и на улице видели места их ночевок, кое, где это даже палатки.
Париж - Рим.
Следующая точка путешествия был Версаль. Немного поплутав по GPS мы попали к нему. По первому впечатлению довольно величественное сооружение. Но зайдя в парк (вход свободный) понимаешь, что Петергоф, Пушкин и Павловск по-своему обошли Версаль. Потом быстренько (заканчивалось время парковки) решили пройти по дворцу. Тут Версаль разочаровал. Довольно блеклые галереи, непонятные современные фигуры портят впечатления. Хотя видно, что ведутся работы по реставрации, но блеска и роскоши Версаля не ощутил. Так мы и поехали к границе с Италией. Выехали на платную автодорогу. В отличие от Германии с Бельгией во Франции они кругом. Иногда стоят знаки обозначающие места для отдыха и, что примечательно рядом с ними знаки обозначающие, что они оборудованы тропинкой для бега. Не знаю, есть ли там душ, но это удивило. Франция вообще, наверное, одна из самых здоровых наций, которые я видел. Все подтянутые, активные, видно, что здоровье у них на первом месте. До Италии за остатки дня не доехали и ночуем в мотеле за 68 евро за троих. Довольно неплохие условия, но опять нет интернета. Это удивляет. Поели и поехали дальше. Но тут я заметил, что забыл часы, и пришлось вернуться с выездом с трассы, возвращением и опять заездом на автомагистраль. Успели вернуться к началу уборки номера. Не знаю, как потом бы нашлись часы или нет. Дальше уже ехали по трассе спокойно. В горах зачастили тоннели и мосты. Решили заехать в городок Анси. Очень красивый городок с чистым озером и белыми лебедями. Перекусили в кафе на одной из улочек пиццей (очень большая - 8 евро). Заехали в Шамони. Отец забронировал себе квартиру на зиму. Посмотрели на горы, помечтали о зиме, лете и активном отдыхе и поехали в тоннель под Мон Бланом 12км. Купил не тот проездной (туда и обратно 40 евро, хотя надо было только туда 26 евро) и аккуратно соблюдая дистанцию и скорость (обязательно) поехали в Италию. Италия встретила обилием тоннелей и мостов на автостраде был участок, где на 45 км приходилось 35 км туннелей (от маленьких до довольно длинных - 3км). Дороги немного дешевле, чем во Франции, но и обставлены хуже (информативность и благоустройство хуже). На дороге много машин и огромные вереницы фур, такого количества фур не встречал - просто конвейер. Обгоны происходят очень организовано и культурно - главное не зевать и включать поворотники. Оказалась проблема найти мотель у дороги. Периодически попадались значки отелей с километражем, но дублирования знаков в районе съездов не было. Уже было решили доехать ночью до Рима, но на трассе А1 на холме рядом с трассой увидели надпись отель и благополучно заночевали (правда 90 евро). Завтрак оказался ужасно скудным - горячий шоколад и пара круасан с джемом и маслом. Так и поехали по дороге, которая, как и все остальные дороги, ведет в Рим. Приближаясь к Риму, были вынуждены включит кондиционер, так как погода, к радости и ликованию, явно стала южная.
Рим.
Вот мы и в Риме. Немного поплутав удивительно удачно попали в отель: искали парковку, кто то отъехал и мы припарковались, прямо напротив отель. Так мы поселились в отель Донателло. Цена довольно высокая 180 евро, но номер милый, выполненный в старинном стиле, и с балконом на улицу. Забросив вещи и оплатив стоянку за 8 часов (до вечера - ночью бесплатно, 4 евро) пошли к метро. Метро свободное, стоимость на 75 минут 1 евро (на сутки 4 евро). Внутри чисто и аккуратно. Без проблем доехали до станции (уже не помню какой) откуда и началась наша небольшая экскурсия по Риму. Прошли от собора и испанскую площадь (уточнить) к улице такой то, где купили билеты на экскурсионный автобус. Пока его ждали, отошли к фонтану Треви. Хочу отметить особенное отношение римлян к воде - по всему городу стоят маленькие фонтанчики, из которых и стар и млад пьет воду, много раз видел, что и просто из фонтанов пьют воду. Удивительно. Кругом много народу и трудно представить, что тут бывает в жару и разгар сезона. Придя на остановку, удачно сели на подошедший автобус и поехали осматривать Рим. Сразу замечу, что неаккуратности и сумбура в Италии больше, чем во Франции. Это сказалось и на экскурсии: довольно невнятное аудио сопровождение, долгое ожидание на остановке перед вокзалом, неудачные остановки для фотографирования. Но Рим впечатляет своей стариной и в то же время жизнью. Проехав часть пути мы вышли, сами этого не заметив, у Ватикана и немного постояв в очереди зашли в собор святого Павла. Довольно большое сооружение, содержащееся в идеальном состоянии. Красивое внутреннее убранство и атмосфера религиозности придает какую то ауру месту, но Нотер Дам понравился немного больше. Выйдя из собора, мы увидели почтамп Ватикана, где все желающие покупают марки и открытки и отправляют в разные концы света. Еще немного погуляв по площади поехали дальше. Удивляет обилие не столько скутеров, сколько мужчин в деловых костюмах, перемещающихся на них. Так же довольно много девушек и женщин, ездящих на скутерах. Много смартов и малолитражек. Воздух показался несколько свежее, чем в Париже. По пути к гостинице поели в пиццерии - оказалось дороговато. Около метро купили жаренные каштаны (5 евро кулек 200гр). Они похожи на сладкую запеченную картошку. Так жуя каштаны, мы неспеша добрались до отеля. С чем и поздравляю. Завтра предстоит ранний подъем и поход в Колизей, который проезжали накануне. Утро пришло - вспомнились и планы. Позавтракав, как тут водиться кофе у круасаном, пошли к Колизею. До него было примерно 20-25 минут ходьбы. Пришли как раз к открытию и народу почти не было. Смогли спокойно побродить внутри. Довольно впечатляющее сооружение, особенно если принимать во внимание, что оно проработало почти тысячу лет и потом еще полторы его разрушали и разбирали на стройматериалы. Перед Колизеем стоят мужики в одежде гладиаторов для фото. Продавцы сувениров стараются выучить русский - жизнь кипит. Придя в отель обнаружили уже отца готового к поездке и сразу поехали в Пескару - основной пункт нашего автопутешествия в Италию.
Знакомство с яхтой.
Без проблем проехали до Пескары заплатив 12 евро за 150 км и вот мы на побережье Адриатики. 3300 км позади и впереди сколько то миль по воде. Пляжи пустые, на улице +24. Надо будет попробовать воду. Довольно быстро смогли найти офис проката яхт, где уже была сделана бронь. В офисе никого не обнаружилось, но по телефону сказали, что рано нас так не ждали и скоро будут. Великолепно пообедали в ресторанчике и пошли в офис. Там подписали договор, доплатили за уборку и постельное белье и пошли принимать яхту. Уже довольно много ходившая яхта, но в хорошем состоянии (как мы надеемся). Все прошло более менее нормально: внесли пару замечаний, уточнили несколько деталей. Заехали в магазин и купили продуктов (цены уже не очень сильно отличаются от наших). Еще раз убедились, что мы в Италии, после посещения туалета в марине: воды нет, электричества нет, но все нормально :). Разобрали кучу вещей (не ясно как столько поместилось в машину), немного перекусили и вот я в тесненькой, но своей каюте пишу эти строки. Спокойной ночи. Ночью было холодно, а одеяла у них совсем летние. В следующий раз буду брать спальник с собой всегда. Утром немного побегал и потом поел каши, яйцо бутербродики и тому подобную милую пищу. Решили в порту дождаться еще одного члена команды и потом уже идти на Мальту. Днем поездили по городу, посмотрели расписание автобусов, нашли интернет кафе. Там за просмотром погоды поломался стеклянный стол. Отец даже неплохо порезался. Потом поехали по магазинам докупать по мелочи всякой ерунды. У них в супермаркетах оби, косторамы народу в субботу почти не было. Купили чайник, вешалки и немного продуктов. Пока мы ездили, набежали тучи и прошелся хороший ливень. Сразу похолодало и погрустнело. Хотели в прачечной постирать, но оказалось, что там авария с водой и постираться не удалось. Так и вернулись на яхту обедать. Съездили на местный авто и ж/д вокзал, чтобы посмотреть расписание для прибывающего отцовского приятеля. Довольно большой вокзал с памятником старому паровозу:). Потом зашли в интернет кафе и пока сидели, уткнувшись в монитор под нами поломался стеклянный стол. К вечеру согласно прогнозу усилился ветер (до 36 узлов) и пошел дождь. Так под вой ветра и скрип канатов закончился день и пришли сны. Спалось хорошо и тепло т.к. у отца раздобыл спальник:) . Утро выдалось солнечное, но прохладное. Вершины гор после вчерашней грозы стал покрывать снег. Решили сегодня выйти на пару часов в море. Обсудив все нюансы за завтраком, мы отдали швартовые. Довольно сносно вышли из марины, поставили паруса, и все было бы ничего, если бы не волны, оставшиеся от вчерашней грозы. На них довольно сильно укачало. Потренировались в управлении, но ветер уже совсем скис, да и нам уже хотелось туда где нет волн. Под двигателем пошли к марине - качать стало меньше. Зайдя в марину немного потренировались в разворотах и маневрах и потом пошли к месту стоянки. С первого раза припарковаться не получилось и уйдя от греха подальше развернулись и пошли тренироваться дальше. Во время повторного кручения верчения на нас уже немного косо смотрели:), но упражнения не прошли даром и с горем пополам мы пришвартовались, немного стукнувшись кормой (кранец вывешенный на корме не помог). После таких переживаний и во славу спокойной воде был проведен обед. Съездили в прачечную и за 5 евро постирали и посушили белье. Зашли уже в другое интернет кафе скачать прогнозы погоды и поехали встречать Бориса на вокзал. Автобус пришел точно по расписанию. Парковка на вокзале оказалась бесплатна. В поисках нужных вещей заехали в спортивный супермаркет - распродажа летних вещей поразила... Купили теплые кофты и спальник по 10 евро, я чуть не купил небольшой кайт (1 м. кв. и половинчатую доску для сёрфа 2 евро). Поели и улеглись спать. Завтра в путь.
Первые дни похода (Пескара - Бари).
Степенно проснувшись и побегав начали готовиться к отходу. Он прошел удачно мы учли наши ошибки. Идем пока под двигателем около 6 узлов. Вроде стал подниматься ветер из за мыса и наверное будем ставить паруса. Под парусами конечно лучше идти, хотя и медленнее. Прошли весь день и полночи. Днем ветер усилился и яхту даже немного кренило. Ночью ветер стих и пошли под мотором. Утром оказались на островах Тринити. Выбрать стоянку там не получилось, да и как потом оказалось там это делать нельзя. Так и пошли дальше в порт Бари. Немного отойдя от островов позавтракали и так как ветра не было пошли под мотором. На берегу клубились дымки и мы решили, что это извержение вулканов - пусть для романтики так оно и будет. Потом с нами проплыли парочка дельфинов, но видно стало неинтересно и они ушли. Вокруг на поверхности видны косяки рыб, и чайки которые тут видно неплохо живут. Много тральщиков. Дойдя до мыса пообедали и с появившемся ветром подняли все паруса(их у нас два). Красивая луна и звездное небо. Смотря на звезды, понимаешь почему людей тянет в космос. Наверное, забыл сказать, что яхта несет название Юпитер.
С рассветом подошли к порту Бари. Утром в него зашло 4 парома. Довольно оживленное место. Марины, которые были по карте, оказались или забиты или их уже не было. Но рядом оказалась современная марина. Причаливали все еще с небольшими проблемами, но без столкновений. Место указывал вышедший на понтон мужичек. После завтрака пошли осмотреть марину и зайти зарегистрироваться. Эта марина оказалась целым спортивным комплексом с бассейном, стадионом, кортами, баскетбольными и волейбольными полями. В клубе висели фотографии разных лет – видно, что тут хорошо относятся к спорту. Немного ополоснув лодку решил помлеть на солнце. День был отдан на разграбление города и поиск сокровищ. Разграбление заключалось в покупке продуктов в местных лавочках, а сокровища это старый город с собором святого Николая - очень своеобразный город и величественный своей атмосферой собор. Рядом с собором обнаружили скульптуру рук Церителли и дарственную надпись рук Путина. Удивило и то, что Церителли сделал небольшую скульптуру и то, что Путин тут был. На площади перед собором маркр7 оказался бесплатный Wi-Fi, что несказанно обрадовало. Погуляв по старому городу решили заглянуть в марину старого порта и пройтись по центральным улицам города. Тут просто город и марина, но все равно все мило и уютно. Пока ходили - бродили оказалось, что наш водяной шланг взяла соседняя яхта, попользовались и у себя оставили. Утром мы произвели тихое изъятие шланга и в следующий раз решили его так не оставлять(наверное они решили, что он общаковский). Вечер ничего особенного не принес - просто пораньше уснул. Утром небольшая пробежка по набережной. На стадионе стартовали соревнования среди инвалидов - все организованно как праздник. Посмотрели и пошли дальше.
Бари - Кротоне.
При отходе включили бортовой картплотттер, но он не загружал GPS. Думали все пропало, что залили при мойке яхты. Я старательно его разобрал, прочел инструкции и так и сяк. Потом оказалось, что так как вечером чинил прикуриватель (отключал массу), он наверное перешел в режим холодного пуска и надо было подождать минут десять. Всё заработало и теперь мы идем под двигателем и на автопилоте. Сейчас время обеда, а это святое. Обед благоприятно повлиял на всё, в том числе, и на погоду. Поставили паруса и вот уже за полночь, а скорость все выше и выше. Первый раз на этой яхте идем полными курсами. Очень жаль, что конструкция краспиц не позволяет полностью потравить гик. И не хватает спинакера. С ним бы, я думаю, мы бы летели. Вот и пришло время короткого сна, затем снова вахта. Так много я уже давно не спал, я имею в виду вообще. Я постоянно пишу про сон и хочу спать:). День прошел на ура. Ветер дул куда надо и как надо. Прошли довольно приличное расстояние: обогнули каблук Италии и вошли в Ионическое море. Теперь держим курс на носок в порт Кротоне. На ночь решили поэкспериментировать и взяли рифы. Все довольно просто, но слаженности еще нет. Скорость довольно хорошая и ночью посмотрим, что возможно надо будет еще уменьшить парусность, что бы в порт прийти утром. Ночь выдалась суматошная - то болтало, то кидало. Ветер был свежий - где то до 20 узлов. Под утро отец ушел в сторону от порта, чтобы дождаться рассвета.
Утром в полном составе начали подготовку к швартовке. В этот раз она происходила носом к причалу. Причалили нормально, немного разбудив шведов с соседней яхты. А потом пришел работник марины и стал руководить, что один швартов убрать, другой заложить. Помучались мы с ним, плюнули и решили сделать все как было, он тоже видно плюнул взял 40 евро и уехал. Потом пошли пофоткать город и поискать магазины и интернет. Нашли всё. Около интернет поинта оказался бесплатный Wi-Fi, чем я и воспользовался). Пойдя в пол третьего с баулами по магазинам мы поняли, что у них сиеста. Все закрыто на улице пустота. Зашли в интернет за погодой, а в лавке, которая, чудом оказалась открыта, купили фруктов и овощей. В попытке сделать фото парочки скульптур я обнаружил отсутствие фотоаппарата. Это чертовски расстроило. Не столько пропажа фотика, сколько тех фотографий, что там были. Вот оно коварное южное солнце. Побегав по улочкам и ничего не найдя вернулся на яхту. Пойду теперь с горя хоть и не утоплюсь, но покупаюсь. Сезон купания открыт, если не считать окунания в мае. Море теплое и пляж довольно приличный. Много небольших лагун где спокойно можно побултыхаться. Вечером пошел на поиски магазина, чтобы купить лампочку, но так и не нашел его. Это наверное можно сказать обо всех городах Италии - вечером город оживает. В центре города и по набережной гуляет масса народа. Все общаются, просто собираясь кучками или в кафе. Образуются автомобильные пробки. Город просто ожил и был заполнен своими жителями.
Кротоне - Мальта.
Утром по пути на Мальту решили зайти в бухту около крепости, недалеко от Кротона. Выходя из Кротона попали в довольно приличную качку - волны, разогнанные трехдневным ветром, постоянно пытались свернуть нашу яхточку с курса. Автопилот уже не справлялся и пока дошли до мыса я испытали довольно острые ощущения. За мысом укрылись от волн и с попутным ветром быстро долетели до крепости. Без особых проблем встали на якорь, немного почистив контакты у якоря (что-то много неурядиц с окислившимися вещами - надо брать с собой шкурку и wd40). Надули тузик и поставили на него мотор, еле открутив его с места крепления на яхте. Быстренько поснимав яхту со стороны добрались до берега и пошли в крепость. Крепость вполне ухоженная и мне понравилась - много лесенок и переходов. Попав на закат, сделали парочку фотографий яхты и поехали на яхту ужинать. Довольно шустро начав идти под парусом к ночи ветер стих, закрытый горами, и пришлось идти под двигателем периодически ставя паруса и пока есть ветер проходя в тишине. Утром, в лучах рассвета, нас обогнали два контейнеровоза и сдав вахту отправился спать. Под парусами в этот день пройти не удалось. Ветра почти нет, а тот, что есть не справляется с движением по довольно спокойным, но большим волнам. Так что этот день прошел под звук дизеля. На траверсе Сиракузы, а мы в ночь идем дальше на Мальту. Сегодня все читали путеводитель по Мальте. Куда пойти пока не ясно, но в бухточках, которые так с любовью описаны мы, я надеюсь, побываем. До Мальты так и шли под мотором.
Мальта.
Заход в марину проходит через бухту с одной стороны старый город Валетта, а с другой что то строят современные несуразицы, поэтому смотрели в основном только на крепость. Много национальных мальтийский лодок - ярких и интересной формы. С населением можно общаться на английском, что не может не радовать. Регата Rolex стартует в субботу и может быть поэтому место в марине нашли с трудом (причем без электричества). Спокойно причалив и пообедав разделившись пошли осматривать город и покупать необходимые вещи. Очень непривычно видеть левостороннее движение - особенно при переходе улицы. Видели даже четверку с левым рулем. Отец купил довольно подробный альманах (pilot book) по Адриатическому морю, новый прикуриватель, мальтийский флаг и лампочки в салон. Продукты купили в почти пустом супермаркете(может успели в сиесту), интернет так же имел место быть. Купили телефонную карточку, но позвонить по ней как то не получается. Попробуем потом еще в других автоматах. Это какая то местная карточка - надо другую покупать. Утром были очередные пробежки кто куда. К десяти часам поехали снимать старт предварительной регаты. Довольно впечатляющее зрелище - особенно когда они идут под всеми парусами, чуть ли не касаясь друг друга. Затем была прогулка по старому городу Валетте. Особо сильного впечатления он не произвел. Так, старинные улочки симпатичные балкончики. Очень большая у них любовь к кошкам - их и кормят и лелеют, пишут объявления о запрете гуляния с собаками в определенных местах. Французы, итальянцы и вот мальтийцы очень любят сидеть парочками и целоваться, и вообще кругом видишь довольно нежные и милые отношения. Если в беседочке сидит парочка, то ее стараются обходить стороной, так мы видели беседки три или четыре подряд оккупированные по одной парочке. Ранним утром отец забрал арендованную машину и мы поехали осматривать остров Мальта. Машину нам дали Шевроле Матиз с ручной коробкой передач и учитывая, что тут правостороннее движение я очень удивлен, что день у нас прошел без эксцессов. Объездили северную и центральную части острова искупались в бухточке, посетили крепость Мида, разведали дорогу до аэропорта. На севере острова есть залив Анкор Бей - в нем существует деревенька моряка Папайя (фильм старый и я его не видел - приеду домой пересмотрю) - очень милое местечко (внутрь не заходили, но со стороны мило). Искупались в бухточке около Золотой бухты (хотя по началу думали, что купаемся в Золотой бухте). Довольно средне если конечно не считать чистой и довольно теплой воды. Затем поехали в город Мдину, где с древних времен обитали рыцари мальтийского ордена и их магистр. Неплохая и ухоженная крепость из белого известняка. Узкие улочки и милые мелочи создают своеобразные колорит этого места. Затем через дорогу перешли в соседний город Раби и посетили пещеру святого Павла (катакомбы к тому времени оказались закрыты). Так же своеобразный колорит городка, но наверное чувство прекрасного от городов и улочек ушло - возможно просто хочется снова в море. Очень поразили расстояния на Мальте так как я был штурманом, то приходилось прокладывать маршрут и порой мы доезжали от одной развязки до другой, или проезжали город, прежде, чем я успевал осмыслить это. Расстояния между городами измеряются числами до 10, максимум до 20 км. Поэтому объехать Мальту за один день без серьезных заходов в музеи вполне возможно. Затарившись в магазине (еле успели - он в 19 закрывался) поехали домой на яхту. Утром небольшая уборка и мойка яхты и тузика. К десяти часам приехала еще часть экипажа. Днем поехали осматривать оставшуюся часть старого города около Валетты. Заехали еще в одну марину и нашли там яхту с российским экипажем (Belka). Вокруг было много гоночных яхт, пришедших на регату. Они, конечно, сделаны чисто на скорость - без комфорта, но быстро. Прошлись быстро по "трем городам" и поехали обратно на яхту через магазин. Завтра отход. Вечером пошел дождь сначала небольшой, но потом уже довольно сильный. Под шум дождя мы еще не засыпали. Дождь закончился ближе к ночи и спать было свежо. Утром был спешные сборы и отход, т.к. до 10 часов надо выйти из порта, чтобы не мешать стартующей регате. Все прошло благополучно, если не считать того, что когда мыл тузик, то я снял с него мотор и положили боком. Нескольких минут оказалось достаточно, чтобы залить свечи. Теперь холостые он не держит и приходиться немного напрягаться при езде на нем. Успели благополучно выйти и совершить водную экскурсию по Валетте. За полчаса прибыли к границе зоны для наблюдателей с катеров и яхт (собралась хорошая эскадра). И вот с выстрелом из пушки началась гонка. Так как ветер был встречный и слабый, то все паруса яхтам поставить не удалось и они неторопливо подходили к нашей зоне обстрела из фотоаппаратов. Вид был неплохой, особенно когда на небольшом расстоянии проходило несколько яхт, но первая гонка понравилась больше. После старта гонки пошли заправиться, где встретили русских на хорватской яхте, которые не успели к гонке. И неторопливо пошли на север мальты с целью отдохнуть от шума городов и понырять. Встали на якорь в каком то заливчике. К вечеру ветер стих и нас повернуло по волне (эффект колыбели в полной мере). Теперь. как обычно, сон:). Утро началось у кого с купания, у кого с поездки по дайв центрам. Один не работал, во втором предложили на следующий день рифы и рыбок, что не очень впечатлило, но на вторник у них вроде бы поездка на остров Комино и там пещеры. Мы решили подумать и пока сходить в Анкор бэй (около деревни Папая, где мы уже проезжали на машине). С яхты тоже довольно милый вид и симпатичные скалы. На тузике на халяву смотались в эту деревню - очень милая деревушка и приветливые аниматоры) если с детьми, то думаю вообще отлично. И с заходящим солнцем пошли на остров Гоза(или Гоца), где тоже можно понырять - что мы завтра и выясним. На якорь встали в живописном месте под названием Хилди бэй. Узенький залив по одному берегу которого расположена набережная с местом для купания (сразу скала и глубоко, а для вылезания существуют лесенки), а по другую берегу скала с симпатичным гротом, к которому ведет лесенка, начинающаяся от крайней кафешке. Вообще береговое место занято различными кафе и ресторанами. Во всем чувствуется спокойная курортная жизнь. Здесь хорошо просто отдохнуть. Вечером прогулялись по тропинке, идущей вдоль скалы и ведущей к небольшому гроту из которого хороший вид на яхту. Утром пошли искать открытый дайв-центр и как не странно сразу нашли его. Довольно приветливый персонал. Сразу записались на нырялку и не успев позавтракать отправились к затонувшему кораблю. Не очень впечатляющее зрелище, но прозрачная вода и просто нахождение под водой принесли позитивный настрой. Второе погружение совершили в Блу Хол. Красивое место как на земле, так и под водой. Контуры грота, синяя вода или блики солнца и фигура дайвера на фоне - очень симпатично. Потом еще пещеры и тоннели. Рыбы почти не видели. Но сам ландшафт очень и очень. С непривычки устали и заболела голова - думаю, сон нам обеспечен. Остальная команда поехала троллить рыбу, но так ничего не поймала, зато осмотрели окрестности и остались довольны. Утро выдалось раннее. Снятие яхты и фотографирование ее через грот. Затем поездка к голубой дыре и азурному окну. По пути в соседней бухточке видели ладью с викингами - снимался какой то фильм и нас попросили от туда. Так потихоньку доехали до голубой дыры где и позавтракали. Кругом, как всегда, красивые виды и чистая вода. Поездка на тузике по гротам и сквозь скалу. Затем под парусами пошли вокруг острова Гозо. Зашли в марину в порту Мгар - заправили воду и купили продукты в супермаркете и пошли на соседний остров Комино в голубую лагуну, где и встали на ночь на якоре. Утром, в лучах восходящего солнца, осмотрели быстренько побережье проехался на тузике по ближайшим гротам еще раз искупались прозрачнейшей воде и пошли вокруг юго-западного побережья Мальты и дальше на Сицилию. немного отойдя потеряли банку(сиденье на корма для рулевого) поиски привели к паре мимолетных появлений ее в пределах видимости (была волна и ветер), но потом она видно затонула, т.к. Последний раз ее видели глубоко под водой (странно, что у нее не положительная плавучесть.) Идя вдоль Мальты думали зайти в голубой грот, но была довольно высокая волна и навальный ветер - поэтому экспедицию на тузике в грот решили не проводить. К вечеру обогнув Мальту с попутным ветром, двинулись в сторону Сицилии.
Сицилия.
За ночь поставив рекорд скорости (8.5 узлов) дошли до юго-восточной оконечности Сицилии и днем уже удачно обосновались в марине города Катания. Особого впечатления город не произвел - темный и довольно грязненький городок. Опять пришлось брать в руки итальянский разговорник и словарь - английский тут знают очень мало народу. Но несмотря на это заправили газовый баллон, в прачечной нам постирали бельё и взяли в прокат два фиата (пунто и панда). Утром поехали немного посмотреть окрестности и подняться на вулкан Этну. В качестве окрестностей выбрали Таормину. Около часа езды от порта по городу и автомагистрали и вот мы в Таормине. Долго искали парковку и нашли ее на автобусной станции, но не там где автобусы, а немного повыше (там нашлись места). Немного прогулявшись, дошли до центра, откуда пошли в греческий театр. Сам театр впечатления не производит. Производит впечатление его место расположение - очень живописное(жаль Этна была в облаках). Встретили художницу из России, которая писала пейзаж. Горные страны вообще очень привлекательны - что не подъем, то новый вид, что не поворот, то новая перспектива. Так мы побродив пошли к машинам. В начале улочки к театру оказался оригинальный магазин поделок из метала. Затем была поездка на Этну - выехали на автостраду и поехали в сторону Катании до первого съезда на Этну. Плутая и кружа заехали на горную дорогу по которой и продолжали путь вверх сквозь облака и непогоду( видимость иногда падала до 10-15 метров). Думали уже возвращаться т.к. бензина уже было мало, но немного проехавшись увидели стоянки фуникулеры и сувенирные лавки - поняли что приехали. До закрытия оставалось полчаса (в 17 последний вагончик вниз) и мы быстро побежали к подъемнику. До вершины он не поднимает - дальше только с гидами или на джипах. Так быстро обошли, что смогли. Взяли по камушку и поехали обратно. Надо конечно больше времени посвятить Этне, т.к. ландшафты и пейзажи заслуживают этого. Но очень многое зависит от погоды. Обратный спуск был спокойнее и быстрее. Вечером поужинали в ресторанчике и затарившись продуктами были готовы к походу на Липарские острова.
Липарские острова.
Утром отход и идем в сторону Мессины. Прошли мимо острова циклопа и Теормини (где были накануне) там искупались, полюбовались пейзажами (не могу сказать откуда вид лучше с моря или с холмов) и подгоняемые тучей отправились к Мессинскому проливу. Пролив прошли как и положено под мотором и по судовому ходу. Я в это время чистил засорившийся фильтр откачки воды из душа. Сначала все разобрал, но оказалось, что все проще (надо только открутить крышечку). Теперь курс на остров Cтромболи к действующему вулкану. Поставили паруса, но скорость по GPS не больше 3-х узлов, хотя по ощущениям около 5(видимо довольно сильное встречное течение). Кругом проплывают кучи мусора(пакеты, ведра и т.п.) - очень неприятно. В полночь подошли к острову Стромболи, чтобы посмотреть действующий вулкан. Издалека он смотрелся не особо впечатляющий, но когда подошли поближе и стали дрейфовать с северное стороны, то в бинокль (а кто и так видел) можно было наблюдать выбросы лавы и катящиеся в море раскрасневшиеся вулканические камни. Как и было написано в путеводителе лучше смотреть на него с 00 до 2 часов ночи, потом его активность падает. Утром помахав ему ручкой (при солнечном свете видны израненные бока и тяжелая шапка острова) отправились осматривать остальные Липарские острова. Без особых впечатлений дошли до острова Липари. Единственное, что запомнилось это полный штиль и местные паромы на воздушных крыльях - шустрые посудины. На Липари встали в марину, в которой не было ни душа, ни туалета. Но потом подумали и где то слышали, что очистных у них похоже нет и все сбрасывается в море. У города, оно прозрачное, но грязноватое. Так же у них вроде привозная пресная вода. Днем пошли прогуляться по городу и заодно все разузнать. Прогулки по итальянским городам во время сиесты меня завораживают. Пустынные улочки, тишина - очень живописно. Город понравился - много узких улочек, симпатичных домов и вообще приятная атмосфера. Искали вертикальную улицу, про которую писали в путеводители и нашли какую-то ведущую в крепость и по совместительству в музей археологии. Очень симпатичный древний театр и вид со стены. Очаровательное пение птиц в тишине сиесты. И вечно голодные кошки. По дороге на яхту чудом повстречали рыбака и купили у него рыбу. Рыба оказалась вкусная, но пока еще непонятной марки. Переночевав и утром сходив в интернет за погодой и в магазин за хлебом с фруктами отправились на остров Вулкано - от которого, как говорят, и пошло название вулкан. Встав на буй мы на тузике сошли на берег и пошли на восхождение. До кратера поднялись минут за 40. Сделав пару общих фотографий и поразмыслив мы разделились на тех кто пошел на вершину и тех, кто пошел отдыхать и купаться обратно. Пройдя сквозь серный дым и одолев небольшой подъем, оказываешься на вершине. Как и с любой, наверное, вершины с неё открывается чудесный вид на окружающий пейзаж. На этом наше знакомство с Липарскими островами и Теренским морем закончилось и мы пошли обратно в Мессинский пролив. Без проблем дойдя до Мессины, попутно поставив рекорд скорости под мотором(10.3 узла при 2000 оборотах - течение порядка 3.3 узлов), остановились в местной марине. Первый раз встали лагом причем понтон низкий и кранцы надо вешать чуть ли не до ватерлинии. Об этом нам подсказал работник марины, который выехал к нам на катере, указал место стоянки и помог аккуратно причалить. Марина очень цивильная - уютные ресторанчик, кожаные кресла и столики около кафе на причале, хорошие душевые и приятная обстановка. Так же есть бесплатный интернет и счетчик электричества. О стоимости всего нам пока не говорят - узнаем перед отходом. Александр и Ира сошли в Мессине и на авто поехали в аэропорт Палермо и домой. В этот день прогноз обещал сильные ветра с самой ночи, но их так и не было. Постоянно беря прогноз погоды (благо интернет под рукой) усиление ветра переносилось ближе к вечеру и мы решили переночевать еще одну ночь. Ветер усилился к вечеру, пошел дождь и засверкали молнии. Молнии тут странные -они сверкают где то в облаках и мы видим только сияние облаков. Довольно необычно, но наши ветвистые молнии мне больше по душе. Из лоции узнали, что в Мессинском проливе существуют сильные приливно-отливные течения и подстроившись под них запланировали выход днем в 11.00. Спать в марине одно удовольствие - легкое покачивание и тишина (иногда правда проезжали катера). наверное от переизбытка разными экскурсиями или просто из за усталости, но по Мессине прогулки не совершил и фотографий не сделал. Так что этот город загадка - хотя в путеводителе про него ничего особенного не писали. Поэтому утром затарившись нужными продуктами мы отошли в почти полном безветрии.
Сицилия - Отранто.
В проливе наблюдали борьбу течений куда еще встревал ветер. Возникали водовороты, стоячие волны, различные боковые течения. Но течение выбрали правильно и довольно быстро прошли пролив. Под конец даже поставили паруса. Но радовались недолго - обещанный по прогнозам южный ветер стал восточным и пришлось включить двигатель и под бой волн идти вдоль западного носка Италии. При отходе совершили ужасную ошибку - понадеялись на прогноз и решили, что большую часть пути пройдем под парусами. Прогнозы не оправдались, а дизеля больше не становилось. Пришлось выключить двигатель и ночью штилеваться (без ветра по оставшейся волне качает не слабо). Часам к двум задул легкий бриз и тихонько под стакселем пошли куда могли. Потом ветер усилился и немного прошли под парусами. Утро принесло штиль и пару часов под двигателем в район ветра. С этим ветрам, меняющим постоянно направление мы и промучились целый день(иногда и до 7.5 узлов разгонялись). На вечерней зорьке, увидев рыбаков, решили испытать комплект блесен, купленных в Сицилии. Буквально через пару минут после заброса попалась симпатичная скумбрия, которая в этот вечер оказалась единственной. Решили ее пустить на уху. Сейчас идем в Кротоне заправиться топливом и взять возможно более правдоподобный прогноз погоды. Не знаю даже хорошо это или плохо - прибывать в уже знакомый город, но в Кротоне удачно зашли и пока ждали заправщика я пошел в уже известную интернет точку. Ничего нового в прогнозе не появилось и заправившись мы двинулись дальше к каблуку.
Отранто - Хорватия.
Неудачно пересекли дорогу кораблю (думали, что простой рыбак), кладущему кабель - нас отгонял сопровождающий катер. Но потом отец по рации нашел с ним общий язык и все разрешилось. Пройдя ночь под мотором и утомившись от его тарахтения, утром поставили паруса. И к вечеру пройдя пролив Отранто и откушав уху и свежепойманную жаренную скумбрию зашли в порт Отранто. Долго в темноте искали место, но какой то мужик подсказал нам, что и как и мы причалили. Вечерняя прогулка по городу немного удивила. Город оказался довольно пустынным (наверное не сезон просто), а крепость живописной и ухоженной. Попали мы в этот город на день всех святых, но гуляний не заметили. Утром кое-где видели тыквы, да одна девушка поздравляла подруг и больше ничего. Не найдя кому заплатить за стоянку мы уходим к восточному берегу Адриатики - в Хорватию. Ночью нас сопровождали дельфины. Они ныряли и резвились перед носом корабля (хочется думать, что им было просто приятно и они играли, а не плыли с нами в поисках рыбы). Утро выдалось солнечным, но на горизонте в Хорватии стоят тучи. Посмотрим, что нас ждет в этой стране. В Отранто сказали, что шенгенские визы закрывать не надо, а что скажут в Хорватии не ясно.
Юг Хорватии.
Ну, вот мы и в Хорватии. Подняли хорватский флаг и готовы вступить на эту землю. Первый город нашего путешествия был выбран Дубровник. Паспортный контроль, поэтому проходим в ближайшем порту - городе Груж. Оказалось, что живя на яхте мы не можем получить въездную визу и должны иметь или ваучер из гостиницы или гарантийное письмо. Но так как у нас ничего этого не было, то наше путешествие стало под вопросом. Но не зря это бывшая соц. страна - подошел человек и за 150 евро уладил все формальности с таможней и выдал нам гарантийные письма. Так мы попали в Хорватию. Хорватия уже при подходе встретила нас горами вдоль побережья, симпатичными бухтами и милыми домами с красными крышами вдоль побережья. Завтра запланирован первый экскурсионный выход в город, где окунемся в местный колорит. Яхту поставили в марине дубровник - комфортная марина на реке Дубрава. Довольно много яхт как на воде, так и на суше. Цивильный туалет, но бесплатный Wi-Fi плохого качества был только в Груже. Утром на автобусе поехали в Дубровник. Старый город. Отполированные мостовые. Красивые виды с каждой стороны города. Красные яркие черепичные крыши. Спокойные люди и отличная погода для бархатного сезона. Поужинали в уютном ресторанчике. Было все очень вкусно и главное это, привычная мне, славянская пища. Обратно ехали на автобусе, набитым учениками - молодежь везде одинакова. Непонятно откуда потом у людей такое непонимание друг друга. Завтра в 6 утра отход - идем на остров Млет. С преддверием рассвета мы вышли из марины и по реке Дубрава пошли на остров Млет (очередное место, где якобы был Одиссей). Почти все время, после выхода из пролива большие врата, мы шли под парусом. Так и не понимаю каким образом надо ставить грот на полных курсах, чтобы он хорошо работал (если сильно травить гика шкот, то упирается парус о краспицы и ванты - мне кажется это неправильным). Зашли в городок Полош, где летом говорят не протолкнуться. Сейчас мы были одни. Оказался остров очень тихим и пустынным. Спокойствие и только спокойствие. Совершили пешую прогулку на гору Куч, с неплохим видом на все озера. И вдоль большого озера. Времени было немного, поэтому дальше этого и чашечки чая с десертом в ресторанчике Атика, мы не углубились (кто то правда еще побегал, кто то погулял и покупался). В солнечную погоду уверен, что вид у острова намного лучше, но у нас небо было в облаках и дул хороший ветер. Ветер продолжает дуть и вечером так, что спать будем под гул ветра и скрип швартовочных концов. В 6 утра купив горячих хлеб мы пошли дальше по островам Хорватии. С попутным ветром дошли до города Орбич. По преданию это город хорватских моряков, музей морской и т.п. Но видно не сезон, да и погода испортилась - никого не увидели и никуда не попали. Тоже самое повторилось и в городе Корчула. Довольно маленький и милый городок, но серое небо и отсутствие народа как то гнетет. Без солнца все таки очень тоскливо, особенно в курортных местах (там где оно часть обычного пейзажа). Пошел дождь и погода пару дней будет мрачная. Мы решили раз дождь, то и делать особо нечего и пойдем на острова архипелага Корнати без остановок(около суток). Ветер обещают полдня попутный, а к приходу обещают даже солнышко. Будем надеяться. Ночь выдалась дождливая, как и утро. Да и день продолжает нас опреснять.
Север Хорватии.
Поев утром оладушек с овсянкой мы пошли на архипелаг Корнати. Идти без волнения такое удовольствие. Скорость не чувствуется. Так на расслаблении мы и прозевали шквал. Сорвал стаксель шкот с лебедки и мы его еле словили. Но потом все утихло и мы опять тихо - мирно идем вперед. Ветер дул не очень долго и мы опять идем под тарахтение двигателя периодически ставя паруса. Дождь нас догнал и уже не отпускает. По сторонам сверкают молнии. К утру пришли к пустой и закрытой марине. Тут позавтракав, разошлись по каютам спать под стук дождя. Непрекращающийся дождь отбил желание к прогулкам по суше и после обеда совершили небольшую водно-моторную экскурсию до села Вруля, где и встали на ночевку. Кругом все серо и мокро. Как то сразу стало грустно и апатично. Как только подошли к причалу к нам подбежала черная кошка потом еще одна. Они требовательно мяукали и требовали рыбы. Но мы им ничем помочь не могли. Во Вруле рыбак сказал, что «may be» добудет рыбы, но вечер прошел, а рыбы не поели. Рядом пришвартовался катамаран с немцами. Коты стали доставать их. Они такие шустрые, что запрыгивают на яхту. Пришлось даже немного отойти, чтобы обезопасить чистоту палубы и суп, выставленный на улицу. Рано утром пошли дальше на Дугий остров. Дождь нас сопровождал пол дня. Когда выглядывало солнце, то острова приобретали более приятный вид. По пути зайдя в пару деревенек, чтобы заправиться и купить еду. Заодно купили двух тунцов, которых благополучно зажарили на обед и ужин. На ночевку решили встать на якоре в тихой и спокойной бухточке, которых очень много на этом архипелаге. Тут тихо и спокойно. Наверное лучшая стоянка. Жаль, что прохладно и ни покупаться, ни позагорать. Даже свежим воздухом дышать холодновато. Поэтому читаю Чехова и пью чай с плюшками. Возможно, перед сном сообразим пару партий в дурака. Замечательно поспали – не было ни какого волнения, шума и ветра. Утром ярко светило солнце и кругом лежала обильная роса. Но уже изо рта шел пар. Днем мы прибыли в город Задар. погуляли по старому городу, к нему нас доставил лодочник (за 3 куна с человека). Обратно прогулялись по мостику и закупив продукты пришли на яхту. Вот и пришел день расставаться с Хорватией. Уютная страна с добрыми жителями. Но еще немного полицейская, т.к. при отходе отец побегал по разным капитанериям и отделениям, чтобы поставить штамп в паспорт. Теперь держим курс на юго-запад, чтобы завершить наше небольшое кругосветное плавание вокруг Мальты, Иолских (Липарских) островов и Адриатики. С ветром нам повезло, т.к. больше половины пути прошли с попутным ветром и под свет луны. Завершение плавания прошло без происшествий и мы тихо мирно припарковались в марине на положенном месте. Теперь пара дней отдыха и 13 утром в авто и обратно в Россию.
На Берлин. Мимо Венеции и Доломитовых Альп.
Причалив. Мы встретили Франческо, который сказал, что желтый флаг (вызов погранцов) можно снять – он тут никому не нужен. Потом была прогулка по центру Пескары с ужином в ресторане. Пляжи в Пескаре просто бесконечны. Не знаю как тут с народом летом, но думаю очень насыщенно и шумно. Следующий вечер был посвящен сбору вещей. Их у нас оказалось все еще много. В машину влезло не все и кое, что пришлось выкинуть, а что то оставить. На утро 13 была запланирована сдача яхты и отправление в обратный путь. Сдача прошла под дождем и вроде особых неожиданностей (кроме того что проблем не возникло) не было. Еле загрузившись в машину мы поехали на север. Время до парома было 3 дня и мы решили заехать в Венецию.
До Венеции домчались по магистралям с тоннелями и виадуками. Кругом были возделанные поля на холмах и периодически справа появлялось море и пляжи. Перед въездом в Венецию остановились на заправке, где был значок «i», там нам подсказали гостиницу, как до нее доехать и предварительно ее забронировали. Гостиница оказалась хорошая и рядом с автобусной остановкой. Разместившись мы купили автобусные билеты на рецепции и дождавшись автобуса поехали в Венецию. Венеция находиться на островка, до которых идет один мост. Кроме небольшого пятачка с автодорогами машин в Венеции больше не встретишь – только водный транспорт. Венеция – старый город со своей аурой. Реставрации домов не заметили- выглядят они довольно пошарпано, но в этом наверно и есть то романтическое очарование. Полукруглые мостики через каналы, падающие листья с редких деревьев, моросящий дождь и мусорные баки с зонтиками – все это Венеция. К вечеру вышли на главную площадь Венеции с голубями, которые не хотели слетать с рук, с уже зачехленными гондолами и местной архитектурой. Поужинав в милом ресторанчике около моста, где кухня и все подсобные помещения находятся наверху (подвалов, я думаю, у них вообще нет) мы на водном трамвайчике доехали до автовокзала и обратно в гостиницу.
Утром мы продолжили движение на север. После Венеции в преддверии Альп ландшафт стал ровный и все поля были засеяны и ухожены. Альпы решили пересечь в районе Доломитовых Альп и поэтому часть дороги проходила по обычным узеньким горным дорогам. Осень в горах – это красивое зрелище, переплетение снежных вершин, зеленых полей и желто-зелено-красных лесов. Поднявшись к перевалу, увидели и почувствовали снег – на улице было около нуля. Сразу захотелось отправиться кататься. Очень много надписей о дорожках для беговых лыж. Подъемников не много. Видно эти горы для скалолазов и альпинистов в основном. Пересекая границу Италии и Австрии увидели как все фуры заезжали в отстойник а потом оттуда выезжали целые составы с уже погруженными автомобилями. Покушать решили в придорожном заведении, но качество оказалось не ахти – мучились изжогой. Зато мы наконец то выехали на настоящие автобаны – без ограничения скорости и бесплатные. Ближе к вечеру, а день был пятница, народу становилось все больше и больше, а скорости машин в левом ряду все выше и выше. Мы особо никуда не спешили и перестраивались из правого ряда только для обгона фур. Переночевали в мотеле за Мюнхеном, где встретили украинцев и русских. Перед Ростоком, т.к. оставалось время решили заехать в Потсдам и Берлин.
Последний рывок (Берлин - Питер).
Потсдам славится своим парковым ансамблем и тем, что там был заключен потсдамский мир. Как и Версаль сам парк напомнил наши парки, но впечатления не произвел. Больше впечатления произвели уютные улочки и милые домики с черепицей, которые и составляют немецкую архитектуру. Берлин проехали на машине, даже не выходя из нее. Так как во время войны он был очень сильно разрушил, то старинных построек почти не осталось, а современные не создают ощущение целостности и чего то прекрасного. Проехали мимо Рейхстага – сейчас там кругом немецкие флаги. И поехали дальше на паром. К парому приехали немного рано и поэтому решили осмотреть Росток. Обычный городок с пустынными улицами, но вкусным ресторанчиком «золотой якорь»).
На паром погрузились довольно шустро и легли спать. Утро встретило нас качкой, а чтобы немного раскачать такой паром нужны по-настоящему большие волны. Позавтракав все ушли в интернет. Но работать за компом было довольно трудно так как паром качало немного и голова начинало болеть довольно быстро. Брызги от волн, которые ударялись о нос корабля, долетали до 7 палубы и проносились мимо окон кают компании. Так в перемешку между сном и сидением перед компом прошел этот этап путешествия. Прибыли в Хельсенки и без особых проблем доехали до границе, на которой из-за кризиса машин почти не было. Так с легким попутным ветерком долетели до Питера, где и заканчиваю это повествование.